МБДОУ "Детский сад "Солнышко" Общеразвивающего вида с приоритетным направлением-физическое воспитание п.Первомайский
Преемственность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье.Преемственность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семьеВ Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и развития … Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОУ, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов”. И сегодня ни у кого не вызывает сомнений важность взаимодействия педагогов детского сада и родителей, так как в процессе воспитания детей возникают различные проблемы, в том числе касающиеся их физического здоровья и развития. Ведь никакие, даже самые глубокие знания не будут эффективны у нездорового человека. И только при условии тесного взаимодействия с родителями можно обеспечить полноценное физическое развитие ребенка, сохранить и укрепить его здоровье, выработать привычку вести здоровый образ жизни. Координация воспитательной работы, проводимой в детском саду и семье – одна из важнейших моих задач, как инструктора по физической культуре нашего ДОУ. Прежде чем начать работу с родителями, я разработала специальную анкету, позволяющую выяснить их отношение к задачам физического воспитания детей. (Приложение № 1). Проанализировав результаты сделала вывод, что больше половины родителей ведет или пытается вести здоровый образ жизни, а значит. у меня есть единомышленники, на которых можно опереться! Родители готовы к сотрудничеству, многие активно стремятся к педагогическому самообразованию. Это радовало! Но опять же возник вопрос : как донести нужную информацию до остальных родителей. Ведь, не секрет, что недостаточная осведомленность взрослых по вопросам физического развития дошкольников может привести к проблемам в здоровье детей. Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи: 1. Укрепить связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребенка в семье, прежде всего путем различных заданий, которые дети будут выполнять совместно с родителями. 2. Установить единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье и детском саду. 3. Использовать личный опыт взрослых членов семьи в физическом воспитании в качестве примера для дошкольников. 4. Внедрять новые, эффективные формы сотрудничества : родители-ребёнок - ДОУ 5. Повысить компетентность родителей в вопросах ЗОЖ. 6. Наладить конструктивно-партнерское взаимодействие родителей и всеми участниками образовательного процесса. Организовав целенаправленный поиск решения этих задач, в первую очередь провела опрос – диагностику родителей на предмет социального заказа, из которого выяснила, либо они хотят узнать нового, каким опытом могут поделиться, в каких совместных мероприятиях хотели бы принять участие, и главное, каким формам взаимодействия ДОУ и семьи они отдают предпочтение. Исходя из запросов родителей был составлен перспективный план, в который наряду с традиционными формами были включены и современные, более эффективные, позволяющие грамотно построить работу по вопросам приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни. Это: 1. Совместные мероприятия в игровых и соревновательных формах. 2. Проведение семинаров-практикумов (опять же с участием родителей) . 3. Организация встреч с различными специалистами. Так же получить помощь мамы и папы могут и в семейном клубе. А так как сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетной задачей нашего ДОУ, то и клуб для родителей решили назвать «Островок здоровья». Определили и задачи семейного клуба: 1. Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами. 2. Объединить их в одну команду. 3. Сформировать потребность делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться успехам и удачам каждого. 4. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных возможностях. Надо сказать, что семейный клуб – перспективная форма работы с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей – детей и взрослых, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, передаче опыта в воспитании детей. Работа в клубе строится на принципах добровольности, личной заинтересованности. В нашем клубе родителей действительно объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями, исходя из которых, был составлен план работы семейного клуба на год. А моя задача уже состоит в том, что бы продумать организацию каждой встречи, решить, какая детская деятельность может проиллюстрировать проблему и показать динамику развития отдельно каждого ребенка. Такие встречи дают возможность и родителям, и детям чаще бывать вместе, общаться, радоваться даже самым маленьким успехам. И надо сказать, что на такие встречи с удовольствием приходят не только мамы и папы, но и старшее поколение, поскольку у всех есть большое желание заниматься вместе с ребенком. В совместной двигательной деятельности взрослые полностью сосредотачиваются на своих детях, что дает возможность каждому из них объективно оценить результаты своего воспитания. Родители с интересом знакомятся со здоровьесберегающими технологиями и охотно осваивают физические упражнения, которые выполняют в паре со своим ребенком (приложение №2) . Активное привлечение родителей к участию в совместном отдыхе, праздниках, организациях встреч в семейном клубе помогли сформировать интерес положительное отношение дошкольников к регулярным занятиям физической культурой и в значительной степени повысить компетентность родителей в вопросах ЗОЖ. Родители на практике убедились, что ребенку необходимо помочь приобрести навыки правильной ходьбы, бега, прыжков, что нужно включать элементы этих движений в комплекс утренней гимнастики, которую необходимо проводить вместе с детьми дома, если ребенок по какой-то причине не посещает детский сад. На «Мастер-классах» взрослые знакомятся с эффективными средствами оздоровления детей, учатся делать массаж и самомассаж, правильно проводить закаливающие процедуры дома, пальчиковую и дыхательную гимнастики. А с каким интересом познакомились родители с комплексом коррегирующей гимнастики на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Этот мастер-класс из-за большого количества желающих пришлось проводить несколько раз. Большое внимание уделяется неблагополучным семьям. Каждая семья получила психологическую помощь, что помогло раскрыться робким и застенчивым, наладить ЗОЖ в кругу своей семьи. Творческие же и спортивные возможности детей и родителей выявили совместные праздники. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что эффективно организованное сотрудничество дает импульсы к взаимодействию с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Лишь при условии реализации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной и целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье дошкольников и их ориентацию на здоровый образ жизни. Приложение №1 Анкета для родителей Фамилия, имя ребенка Возраст Группа (№) Дата заполнения 1. Считаете ли Вы проведение работы по оздоровлению детей важнейшим компонентом в программе воспитания и образования дошкольников? Да Не ставлю на первое место Нет 2. Согласны ли Вы с тем, что Вам не хватает опыта и знаний по вопросам оздоровления детей? Да Частично Нет 3. Используете ли Вы дома какие-нибудь методы оздоровления себя и Вашего ребенка? Какие? 4. Занимаетесь ли Вы физкультурой? Да Иногда Нет 5. Какое закаливание ребенка проводилось с рождения до поступления в детский сад: раннее плавание, влажные обтирания, обливания, сон на воздухе, гимнастика, массаж, другие методы? (Нужное подчеркните или впишите иное.) 6. Какую медико-педагогическую помощь Вы хотели бы получить в МДОУ? 7. Хотели бы Вы, чтобы в группе были введены специальные оздоровительные занятия? Да Нет Приложение №2 Комплекс утренней гимнастики “ Вместе с мамой ” Дети берут гимнастические палки, встают рядом с мамами. У нас славная осанка, мы свели лопатки (идут парами друг за другом, палка на правом плече у ребенка) Мы походим на носках (идут на носках, палку держат вдвоём в вытянутых руках) А потом на пятках (палка на плечах у ребёнка держат вдвоем ближе к концам) Пройдет мягко, как лисята (мама идёт спиной вперед, ребенок встаёт на ступни мамы оба держат палку на уровне груди ребенка) А потом как медвежата (идут на наружной стороне стопы, палка на плечах ребенка) На дорожку ровно встали, друг за другом побежали (бег в колоне по одному, вдвоем держат палку) 1. “ Кто выше “ И. п. : узкая стойка, палка в опущенных руках В. : поднять палку максимально вверх, посмотреть на нее, вернуться в исходное положение (6 – 8 раз) 2. “Мельница” И. п : широкая стойка, палку держат вдвоём вертикально на уровне груди ребёнка В. : вращательные движения руками влево и вправо с максимальной амплитудой. (6 – 8 раз) 3. “У кого лучше” И. п. : широкая стойка, палка на уровне груди ребёнка. В. : наклон, не сгибая ног, спинка прямая, вернуться в исходное положение (6-8 раз) 4. “Пакет с сюрпризом” И. п. : сесть на пятки, голову пригнуть к коленям В. : выпрямится (раскрылся пакет) палка в вытянутых руках, вернуться в исходное положение (6-8 раз) 5. “Сюрприз в пакете” И. п. : встать на четвереньки, напротив друг друга. В. : Прогибать и выгибать спину, (6-8 раз) 6. “Поиграем” И. п. : палка в опущенных руках. В. : по очереди выполнять приседания (6- 8 раз) 7. “Мостик” И. п. : мама сидит, ноги разведены, ребёнок ложиться в ноги маме В. : максимально прогнуться с опорой на ступни и плечи, вернуться в исходное положение (6-8 раз) 8 “Ловкие прыгуны” И. п. : узкая стойка, держат палку правой рукой (палка стоит перпендикулярно на полу) В. : прыжки влево и вправо от палки 8-10 прыжков 9. “Самолет” И. п. : мама сидит ноги разведены. Ребёнок ложится в ноги В. : поднять верхнюю часть туловища, руки отвести в стороны (самолёт взлетел) вернуться в исходное положение (6-8 раз) 10. Массаж “Был у зайки огород” И. п. : дети ложатся на живот, мамы присаживаются рядом (релаксация, оздоровление) 30 января 2014 в 14:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.