МБДОУ "Детский сад "Солнышко" Общеразвивающего вида с приоритетным направлением-физическое воспитание п.Первомайский

Примерный проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Примерный проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Актуальность проблемы здоровья детей сегодня очевидна для всех. В последнее время особенно обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей именно дошкольного возраста как наиболее массового контингента детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научного Центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьши-лось в 5 раз и составляет лишь 9% от контингента детей, поступающих в школу, тем не менее, результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье не поднимается выше девятого места. В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольных учреждений.

Развитие ребёнка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объема речевого общения. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Неумение управлять дыханием вносит дезорганизацию в произношение звуков. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветренном помещении. Их можно использовать и как часть занятия, так и в режимных моментах.

3-Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушением речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.

Оздоровительные паузы – физкультминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

4- Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика – весьма эффективное профилактическое мероприятие в системе оздоро-вительных мероприятий детского сада. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известная всем «Сорока-Ворона». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно влияют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1-Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

2-Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3-Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4-Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строч-ками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5-Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определенные положения рук и по-следовательность движений.

6-У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рас-сказывать руками целые истории.

7-В результате освоения всех упражнений кисти рук пальцы приобретут силу, хорошую подвиж-ность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

5-Су-джок терапия.

Суджок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод само-помощи, существующий в настоящее время. С помощью колец «ежиков» удобно массировать пальцы для благотворного влияния на организм. Исследования невропатологов, психиатров и фи-зиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей ко-ры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи детей.

6-Самомассаж

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Само-массаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализации мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

-Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

-Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

-Можно использовать без специального медицинского образования.

7-Гимнастика для глаз

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимна-стика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения.

Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей дошкольного возрас-та представлений о необходимости заботы о своём здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она про-водится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:

-для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

-для укрепления мышц глаз

-для улучшения аккомодации (способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребёнка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

30 января 2014 в 14:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.