МБДОУ "Детский сад "Солнышко" Общеразвивающего вида с приоритетным направлением-физическое воспитание п.Первомайский

Организация и проведение "Дня здоровой семьи"

  Организация и проведение "Дня здоровой семьи"

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вы­зывают дети дошкольного возраста. Учитывая это, одним из приори­тетных направлений деятельности МДОУ Детский сад «Солнышко» является сохранение и укрепление здоровъя воспитанников путем формирования у них сознательного отношения к собственному здоровью.

Как известно, развитие и воспита­ние ребенка во многом зависит от взрос­лых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или от­рицательный) они подают своим поведе­нием. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное от­ношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следу­ет формировать у родителей.

О необходимости физического вос­питания детей, о роли движения, его ис­ключительном значении для физическо­го, интеллектуального и эмоционального развития ребенка написано немало. Од­нако на практике в семейном воспита­нии это не реализуется в полном объеме или, что бывает чаще, остается лишь де­кларативным пунктом.

Принимая во внимание актуаль­ность данного вопроса, коллектив МДОУ Детский сад «Солнышко» разработал систему работы с воспитанниками и их родителя­ми по приобщению их к здоровому об­разу жизни.

В учреждении был организован краткосрочный проект "День здоровой семьи".

Задачами "Дня здоровой семьи" стали:

-сохранение и укрепление физического и психического здоро­вья детей, профилактика заболеваний и утомляемости детско­го организма;

-активизация педагогического коллектива и родителей воспи­танников к поиску новых нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления дошкольников;

-привлечение внимания общества к проблеме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Этому мероприятию предшествовала огромная работа, которая включала в себя:

- изучение современных оздоровительных технологий;

-диагностику знаний воспитанников о здоровом образе жизни;

- анкетирование родителей;

-создание организационно-координационного Совета по участию в акции "Спорт вместо наркотиков"; подбор наглядной информации для родителей о здоровом об­резе жизни;

- организацию выставки семейных рисунков "Спорт вместо наркотиков»;

- проведение заседания семейного клуба "Береги здоровье смо­лоду».

  Так,  в процессе систематического целенаправленного изучения передовых достижений в области педагогики и эффективного использование новых современных физкультурно-оздоровительных

технологий педагоги ДОУ ознакомились с экспериментальным исследованием М.Н. Поповой "Навстречу друг другу", в ходе была апробирована совместная двигательно-игровая деятельность родителей и детей на физкультурном занятии.

 Наиболее распространенными формами работы инструктора по физической культуре с семьями воспитанников являются дни здоровья, спортивные досуги, консультации, беседы. Но проблема в том, что

Родители не всегда приходят на них, а если и приходят, то чаще выступают в роли зрителей и гораздо реже — в качестве участников.

Поэтому совместные физкультурные занятия родителей с детьми

на наш взгляд, актуальной и эффективной формой работы.

 Подтверждением этого служат следующие факторы:

-совместная с детьми двигательная деятельность раскрепощает

родителей, способствует сближению в общении "педагог —родитель";

родители знакомятся с физкультурно-оздоровительной работой дошкольного учреждения и охотно осваивают физические упражнения, тем самым у них формируются практические умения в области физического воспитания ребенка;

- родителям предоставляется возможность понаблюдать за своими детьми, что позволяет оценить результаты своего воспитания;

- в процессе таких занятий устанавливается эмоционально-тактильный контакт между родителем и ребенком.

 Использование технологии совместной двигательно-игровой  деятельности родителей и детей на физкультурном занятии предполагает пошаговую систему работы, включающую в себя четыре этапа . (по М.Н Поповой).

 Так на диагностическом этапе с помощью комплекса диагностических методик (анкетирование, наблюдение, интервью, проективный рисуночный текст "Моя семья") был выявлен характер эмоциональных отношений в системе родитель — ребенок, взаимоотношений членов семьи и отношение родителей к здоровому образу.

 При анкетировании родителей выяснилось, что большая часть из них не осознаёт значимости эмоциональных взаимоотношений и не использует выходные дни для совместной двигательной деятельности с детьми. Во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется такими играми, как мо­заика, лото. При этом не принимается во внимание то, что стать усидчивым ребе­нок сможет только тогда, когда будет полностью удовлетворена его естествен­ная потребность в движении. Бланк ан­кеты для родителей "Физкультура и се­мейное воспитание" представлен в при­ложении 1.

Подготовительный этап показал, что большинство родителей не готовы к совместной двигательно-игровой дея­тельности из-за боязни оказаться неуме­лыми, стыда за собственную физическую неразвитость. С целью преодоления дан­ных комплексоворганизован семей­ный клуб "О здоровье всерьез", в каждой группе исходя из возрастных особен­ностей дошкольников были оформлены материалы "Двигательные умения и навыки". В ходе бесед родителей познакомили с содержани­ем и особенностями совместного с детьми физкультурного занятия, пригласили на его открытый показ.

Основной этап заключался в организации системы физкультур­ных занятий с родителями и детьми, начиная со средней группы. За­нятия были разделены:

-  на игровые — в форме досуга, игр, эстафет;

-  традиционные — в виде разнообразных физических упраж­нений, способствующих обогащению двигательного опыта взаимодействия;

-  интегрированные — творческие и интеллектуальные задания па фоне двигательной деятельности.

Количество занятий в год, день недели и время их проведения определялись посредством анкетирования родителей.

На заключительном этапе была проведена работа по осмысле­нию, осознанию и анализу полученного опыта всеми участниками.

Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отрази­лось и на сплоченности всех членов семьи.

По итогам проведенной предварительной работы был составлен план мероприятий Дня здоровой семьи, который предусматривал уча­стие детей всех возрастных групп, их родителей и педагогического коллектива ДОУ (приложение 2). В план были включены различные спортивные развлечения для дошкольников, тренинг для педагогов, эстафеты для родителей (приложение 3).

Результатами проведения "Дня здоровой семьи" стали:

- разработка инновационной модели сотрудничества детского сада и семьи;

 -обобщение опыта работы ДОУ по оздоровлению дошколь­ников;

- участие педагогов дошкольного учреждения в конкурсах ин­новационных проектов;

- создание аналитического выпуска газеты детского сада "Здоровячок".

На сегодняшний день в МДОУ Детский сад «Солнышко» отмечено снижение детской забо­леваемости и повышение показателя посещаемости (до 80% и выше). Педагогический коллектив сохраняет традиции детского сада в про­ведении Дней здоровой семьи и других семейных праздников, кото­рые активно поддерживают и родители воспитанников ДОУ.

 

Приложение 1

Анкета для родителей "Физкультура и семейное воспитание"

Уважаемые родители!

Убедительно просим Вас ответить на следующие вопросы. Искренние ответы помогут нам организовать Вашу совместную с детьми деятельность по сохранению и укреплению здоровья.

1.Фамилия, имя  ребенка  .

2.Ваши фамилия, имя, отчество, образование, место работы___________

.

3.Состав семьи, количество детей .  _________________________________.

4. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким? Есть ли спортивный разряд?

5. Занимается ли Ваш ребенок спортом (посещает ли спортивную секцию)?

6.  Кто из членов Вашей семьи делает утреннюю гимнастику?
мама; папа;дети.

7.  Установлен ли для Вашего ребенка режим дня дома?

да; нет.

8.  Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?
 да (укажите какие)_______________________ нет.

9. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у Вас дома?

для взрослых

для детей

10. Спит ли ребенок днем в выходные?

да (укажите продолжительность сна) нет.

11.Гуляет ли Ваш ребенок после детского сада и в выходные дни ?

да (укажите продолжительность прогулки.) нет.

12.Чем занимается Ваш ребенок по возвращении из детского сада и в выходные дни? (Подчеркнуть)
подвижными играми; настольными играми;  компьютерными играми;

 чтением книг;  трудовой деятельностью; просмотром телепередач;

 гуляет, ходит вместе с родителями в походы.

13.Что для Вас является здоровым образом жизни? (Подчеркнуть)
 отсутствие вредных привычек; систематические занятия спортом;

 закаливание организма; система мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья;  другое  .

14.Обсуждаете ли Вы с ребенком вопросы охраны его здоровья?
да; нет.

15.Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете? ______________ .

16. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете эффективными и перспективными в вопросах физического воспитания детей?

родительские собрания; совместные спортивные праздники; открытые занятия; родительские конференции;  круглые столы;  тематические выставки;

 групповые консультации;  другое .

29 января 2014 в 22:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.