МБДОУ "Детский сад "Солнышко" Общеразвивающего вида с приоритетным направлением-физическое воспитание п.Первомайский
Организация и проведение "Дня здоровой семьи"Организация и проведение "Дня здоровой семьи" С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Учитывая это, одним из приоритетных направлений деятельности МДОУ Детский сад «Солнышко» является сохранение и укрепление здоровъя воспитанников путем формирования у них сознательного отношения к собственному здоровью. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей. О необходимости физического воспитания детей, о роли движения, его исключительном значении для физического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка написано немало. Однако на практике в семейном воспитании это не реализуется в полном объеме или, что бывает чаще, остается лишь декларативным пунктом. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, коллектив МДОУ Детский сад «Солнышко» разработал систему работы с воспитанниками и их родителями по приобщению их к здоровому образу жизни. В учреждении был организован краткосрочный проект "День здоровой семьи". Задачами "Дня здоровой семьи" стали: -сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, профилактика заболеваний и утомляемости детского организма; -активизация педагогического коллектива и родителей воспитанников к поиску новых нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления дошкольников; -привлечение внимания общества к проблеме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Этому мероприятию предшествовала огромная работа, которая включала в себя: - изучение современных оздоровительных технологий; -диагностику знаний воспитанников о здоровом образе жизни; - анкетирование родителей; -создание организационно-координационного Совета по участию в акции "Спорт вместо наркотиков"; подбор наглядной информации для родителей о здоровом обрезе жизни; - организацию выставки семейных рисунков "Спорт вместо наркотиков»; - проведение заседания семейного клуба "Береги здоровье смолоду». Так, в процессе систематического целенаправленного изучения передовых достижений в области педагогики и эффективного использование новых современных физкультурно-оздоровительных технологий педагоги ДОУ ознакомились с экспериментальным исследованием М.Н. Поповой "Навстречу друг другу", в ходе была апробирована совместная двигательно-игровая деятельность родителей и детей на физкультурном занятии. Наиболее распространенными формами работы инструктора по физической культуре с семьями воспитанников являются дни здоровья, спортивные досуги, консультации, беседы. Но проблема в том, что Родители не всегда приходят на них, а если и приходят, то чаще выступают в роли зрителей и гораздо реже — в качестве участников. Поэтому совместные физкультурные занятия родителей с детьми на наш взгляд, актуальной и эффективной формой работы. Подтверждением этого служат следующие факторы: -совместная с детьми двигательная деятельность раскрепощает родителей, способствует сближению в общении "педагог —родитель"; родители знакомятся с физкультурно-оздоровительной работой дошкольного учреждения и охотно осваивают физические упражнения, тем самым у них формируются практические умения в области физического воспитания ребенка; - родителям предоставляется возможность понаблюдать за своими детьми, что позволяет оценить результаты своего воспитания; - в процессе таких занятий устанавливается эмоционально-тактильный контакт между родителем и ребенком. Использование технологии совместной двигательно-игровой деятельности родителей и детей на физкультурном занятии предполагает пошаговую систему работы, включающую в себя четыре этапа . (по М.Н Поповой). Так на диагностическом этапе с помощью комплекса диагностических методик (анкетирование, наблюдение, интервью, проективный рисуночный текст "Моя семья") был выявлен характер эмоциональных отношений в системе родитель — ребенок, взаимоотношений членов семьи и отношение родителей к здоровому образу. При анкетировании родителей выяснилось, что большая часть из них не осознаёт значимости эмоциональных взаимоотношений и не использует выходные дни для совместной двигательной деятельности с детьми. Во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется такими играми, как мозаика, лото. При этом не принимается во внимание то, что стать усидчивым ребенок сможет только тогда, когда будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении. Бланк анкеты для родителей "Физкультура и семейное воспитание" представлен в приложении 1. Подготовительный этап показал, что большинство родителей не готовы к совместной двигательно-игровой деятельности из-за боязни оказаться неумелыми, стыда за собственную физическую неразвитость. С целью преодоления данных комплексоворганизован семейный клуб "О здоровье всерьез", в каждой группе исходя из возрастных особенностей дошкольников были оформлены материалы "Двигательные умения и навыки". В ходе бесед родителей познакомили с содержанием и особенностями совместного с детьми физкультурного занятия, пригласили на его открытый показ. Основной этап заключался в организации системы физкультурных занятий с родителями и детьми, начиная со средней группы. Занятия были разделены: - на игровые — в форме досуга, игр, эстафет; - традиционные — в виде разнообразных физических упражнений, способствующих обогащению двигательного опыта взаимодействия; - интегрированные — творческие и интеллектуальные задания па фоне двигательной деятельности. Количество занятий в год, день недели и время их проведения определялись посредством анкетирования родителей. На заключительном этапе была проведена работа по осмыслению, осознанию и анализу полученного опыта всеми участниками. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось и на сплоченности всех членов семьи. По итогам проведенной предварительной работы был составлен план мероприятий Дня здоровой семьи, который предусматривал участие детей всех возрастных групп, их родителей и педагогического коллектива ДОУ (приложение 2). В план были включены различные спортивные развлечения для дошкольников, тренинг для педагогов, эстафеты для родителей (приложение 3). Результатами проведения "Дня здоровой семьи" стали: - разработка инновационной модели сотрудничества детского сада и семьи; -обобщение опыта работы ДОУ по оздоровлению дошкольников; - участие педагогов дошкольного учреждения в конкурсах инновационных проектов; - создание аналитического выпуска газеты детского сада "Здоровячок". На сегодняшний день в МДОУ Детский сад «Солнышко» отмечено снижение детской заболеваемости и повышение показателя посещаемости (до 80% и выше). Педагогический коллектив сохраняет традиции детского сада в проведении Дней здоровой семьи и других семейных праздников, которые активно поддерживают и родители воспитанников ДОУ.
Приложение 1 Анкета для родителей "Физкультура и семейное воспитание" Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на следующие вопросы. Искренние ответы помогут нам организовать Вашу совместную с детьми деятельность по сохранению и укреплению здоровья. 1.Фамилия, имя ребенка . 2.Ваши фамилия, имя, отчество, образование, место работы___________ . 3.Состав семьи, количество детей . _________________________________. 4. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким? Есть ли спортивный разряд? 5. Занимается ли Ваш ребенок спортом (посещает ли спортивную секцию)? 6. Кто из членов Вашей семьи делает утреннюю гимнастику?
7. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня дома? да; нет. 8. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?
9. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у Вас дома? для взрослых для детей 10. Спит ли ребенок днем в выходные? да (укажите продолжительность сна) нет. 11.Гуляет ли Ваш ребенок после детского сада и в выходные дни ? да (укажите продолжительность прогулки.) нет. 12.Чем занимается Ваш ребенок по возвращении из детского сада и в выходные дни? (Подчеркнуть)
чтением книг; трудовой деятельностью; просмотром телепередач; гуляет, ходит вместе с родителями в походы. 13.Что для Вас является здоровым образом жизни? (Подчеркнуть)
закаливание организма; система мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья; другое . 14.Обсуждаете ли Вы с ребенком вопросы охраны его здоровья?
15.Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете? ______________ . 16. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете эффективными и перспективными в вопросах физического воспитания детей? родительские собрания; совместные спортивные праздники; открытые занятия; родительские конференции; круглые столы; тематические выставки; групповые консультации; другое . 29 января 2014 в 22:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.