МБДОУ "Детский сад "Солнышко" Общеразвивающего вида с приоритетным направлением-физическое воспитание п.Первомайский
Результаты диагностических срезов.
Результаты диагностических срезов Физическая готовность детей к школьному обучению. Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребёнок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и хорошее физическое и психическое здоровье. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья. Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка. За последнее 10-летие в Российской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. По результатам всероссийской диспансеризации детей только32,1процента признаны здоровыми (I группа здоровья )51,7имеют функциональные отклонения (II группаздоровья), 16,2% — хронические заболевания. Результаты выборочных научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время более 10% детей 5—7 лет можно считать абсолютно здоровыми. На этапе подготовки ребенка к школе основным моментом в улучшении медицинского обслуживания в детском саду должны стать преемственность и взаимосвязь в работе поликлиники и ДОУ. Перед поступлением ребенка в школу необходимы тщательное прогнозирование течения адаптации ребенка к новым ожидающим его условиям и формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций. В области физической культуры и здоровья детей 5-7 лот предлагается комплекс мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, формирование физической культуры, представленный следующими блоками. 1-й блок - здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников, которая включает в себя: 1. Комплексную психолого-физиологическую диагностику развития ребенка иготовность его к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей. 2.Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, отказ от "школьного" типа обучения детей дошкольного возраста. 3.Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в детском саду: рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности; -оптимальный двигательный режим; -эффективное закаливание; -обеспечение благоприятной гигиенической обстановки; ипреобладание положительных эмоций у детей; v использование психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей. 4. Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка (приемы повышения эффективности использования оборудования путем создания новизны и смены оборудования, внесение новых пособий ).5. Разработку образовательных технологий-занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художественная литература, просмотры видеофильмов, направленные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни; -приемы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, закаливающих процедур; -занятия, направленные на формирование представлений о строении своего тела и отдельных систем и органов (по ознакомлению с окружающим, логопедические занятия); -формирование представлений о многообразии физических и спортивных упражнений, назначении и способов использования движений, их практической значимости (подвижные игры и физические упражнения, игры с элементами спорта и акробатики, ритмическая гимнастика, занятия по физической культуре); - приёмы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм двигательной активности (игровые упражнения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения). 2-й блок- для достижения высокого качества работы по физической культуре планируются: 1.Разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по разным видам деятельности соответствующего материала. 2. Использование новейших технологий обучения детей разным видам движений; повышение эффективности занятий физической культуры, проведение мониторинга физического развития и состояния здоровья детей. 3. Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья. 3-й блок – модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения следующих личностно - ориентированных педагогических технологий: 1. Разработка дифференцированных занятий по физической культуре с учётом уровня двигательной активности детей, состояние здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий. 2. Разработка технологий оздоровительной физической культуре с учётом уровня индивидуального развития ребёнка в дошкольном учреждении. 3. Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворении их двигательной активности. 4-й блок - для развития и совершенствования адаптивных и функциональных возможностей детского организма необходимо использовать комплексы физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей (координационных, ловкости, быстроты, движений, силы, скорости, гибкости). 5-й блок-взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательной и спортивными школами, социокультурным окружением. Основными формами сотрудничества с семьей при этом являются: -коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые занятия) ; -индивидуальное сотрудничество (анкетирование, "обратная связь", консультации, беседы, домашние задания, "Почта доверия" — анонимные обращения и пожелания педагогов и родителей); -наглядно-информационное сотрудничество (стенды, "памятки для родителей", выставки работ, рабочих тетрадей детей); - активное участие родителей в жизни ребёнка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования, тренинги «Воспитатель-родитель-ребёнок»); - посещение детьми занятий в школе, спортивных соревнований. Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и прогнозировать объем средств и методов физического воспитания. Следует также отметить, что обнаруженная неравномерность в развитии двигательной функции детей дает возможность определить причины их отставания или опережения в усвоении программы и наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения. Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе сочетания дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в школе. При определении готовности ребенка к обучению в школе важно учитывать не только достигнутый им уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности. Диапазон уровня физической подготовленности (разброс между максимальными и минимальными показателями) каждого ребенка позволит оценить его функциональные и двигательные возможности. Для этой цели мы предлагаем использовать различные диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий в игровой или соревновательной форме (приложение). Данные тесты были апробированы в нашем дошкольном образовательном учреждении. Эти тесты отличает доступность выполнения. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения. Также они обладают высокой статистической достоверностью. Показатели тестов были получены на основе обследования детей, проведенного в 2009—2010 гг., и могут являться ориентировочными нормативными данными. Двигательная активность — важный показатель физической подготовленности детей. Обследование двигательной активности детей проводится 2 раза в год (осень, весна, ) по трем параметрам (объем, продолжительность, интенсивность) в разные режимные моменты дня (во время физкультурного занятия, на прогулке, за целый день пребывания ребенка в дошкольном учреждении). Комплексная оценка двигательной активности детей дается с использованием методик: шагометрии, хронометрирования, педагогических наблюдений. Предложенные диагностические тесты для определения физической подготовленности детей помогают воспитателю выявить причины отставания или опережения детей в освоении программного материала, создают предпосылки для оптимизации процесса физического воспитания в дошкольном учреждении. 29 января 2014 в 21:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.