МБДОУ "Детский сад "Солнышко" Общеразвивающего вида с приоритетным направлением-физическое воспитание п.Первомайский

Результаты диагностических срезов.

  

Результаты диагностических срезов

Физическая готовность детей к школьному обучению.

  Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является  достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребёнок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и хорошее физическое и психическое здоровье.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка.

За последнее 10-летие в Российской  Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. По результатам всероссийской диспансеризации детей только32,1процента признаны здоровыми (I группа здоровья )51,7имеют функциональные отклонения (II группаздоровья), 16,2% — хронические заболевания.  Результаты выборочных научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время более 10% детей 5—7 лет можно считать абсолютно здоровыми.

На этапе подготовки ребенка к школе основным моментом в улучшении медицинского обслуживания в детском саду должны стать преемственность и взаимосвязь в работе поликлиники и ДОУ.

Перед поступлением ребенка в школу необходимы тщательное прогнозирование течения адаптации ребенка к новым ожидающим его условиям и формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций.

 В области физической культуры и здо­ровья детей 5-7 лот предлагается комп­лекс мер, направленных на охрану и ук­репление здоровья детей, формирование физической культуры, представленный следующими блоками.

1-й блок - здоровьесберегающая направленность форм, средств и мето­дов физического воспитания дошколь­ников, которая включает в себя:

1. Комплексную психолого-физио­логическую диагностику развития ребен­ка иготовность его к школьному обуче­нию, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей.

2.Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, отказ от "школь­ного" типа обучения детей дошкольного возраста.

3.Внедрение технологий создания  здоровьесберегающей среды в детском саду:

рациональный режим дня, пост­роенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности;

-оптимальный двигательный ре­жим;

-эффективное закаливание;

-обеспечение благоприятной гигиенической обстановки; ипреобладание положительных эмоций у детей; v использование психолого-педагогических приемов, направ­ленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей.

4. Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях дет­ского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка (приемы повышения эффективности использования обору­дования путем создания новизны и смены оборудования, внесение новых пособий ).5. Разработку образовательных технологий-занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художест­венная литература, просмотры видеофильмов, направ­ленные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;

-приемы выполнения упражнений, самомассажа, гим­настики для глаз, дыхательных упражнений, закали­вающих процедур;

-занятия, направленные на формирование представле­ний о строении своего тела и отдельных систем и органов (по ознакомлению с окружающим, логопедические занятия);

-формирование представлений о многообразии физических и спортивных упражнений, назначении и способов использования движений, их практической значимости (подвижные игры и физические упражнения, игры с элементами спорта и акробатики, ритмическая гимнастика, занятия по физической культуре);

- приёмы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм двигательной активности (игровые упражнения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения).

2-й блок- для достижения высокого качества работы по физической культуре планируются:

1.Разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа  жизни, включение в содержание занятий по разным видам деятельности соответствующего материала.

2. Использование новейших технологий обучения детей разным видам движений; повышение эффективности занятий физической культуры, проведение мониторинга физического развития и состояния здоровья детей.

3. Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.

3-й блок – модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения следующих личностно - ориентированных педагогических технологий:

1. Разработка дифференцированных занятий по физической культуре с учётом уровня двигательной активности детей, состояние здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий.

2. Разработка технологий оздоровительной физической культуре с учётом уровня индивидуального развития ребёнка в дошкольном учреждении.

3. Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворении их двигательной активности.

4-й блок - для развития и совер­шенствования адаптивных и функцио­нальных возможностей детского орга­низма необходимо использовать комп­лексы физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей (координацион­ных, ловкости, быстроты, движений, си­лы, скорости, гибкости).

5-й блок-взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательной и спортивными школами, социокультур­ным окружением. Основными формами сотрудничества с семьей при этом явля­ются:

-коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые за­нятия) ;

-индивидуальное сотрудничество (анкетирование, "обратная связь", консультации, беседы, домашние задания, "Почта доверия" — ано­нимные обращения и пожелания педагогов и родителей);

-наглядно-информационное со­трудничество (стенды, "памятки для родителей", выставки работ, рабочих тетрадей детей);

- активное участие родителей в жизни ребёнка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования, тренинги «Воспитатель-родитель-ребёнок»);

- посещение детьми занятий в школе, спортивных соревнований.

Своевременная и углубленная диагностика физической подго­товленности позволяет выявить уровень развития движений и физи­ческих качеств у ребенка, а также определить степень его соответст­вия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и прогнозировать объем средств и методов физического воспитания. Следует также отметить, что обнаруженная неравномерность в развитии двигательной функ­ции детей дает возможность определить причины их отставания или опережения в усвоении программы и наметить педагогические при­емы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

Хороший фундамент общей физической подготовленности, за­ложенный на основе сочетания дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двига­тельных способностей позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в школе.

При определении го­товности ребенка к обуче­нию в школе важно учи­тывать не только достиг­нутый им уровень разви­тия моторики, но и его потенциальные двигатель­ные возможности. Диапа­зон уровня физической подготовленности (раз­брос между максимальны­ми и минимальными пока­зателями) каждого ребен­ка позволит оценить его функциональные и двига­тельные возможности.

Для этой цели мы предлагаем использовать различные диагностичес­кие тесты в виде контроль­ных двигательных заданий в игровой или соревнова­тельной форме (приложе­ние). Данные тесты были апробированы в нашем дошколь­ном образовательном учреждении. Эти тесты отличает доступность выполнения. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения. Также они обладают высокой статистической достоверностью. Показатели тестов были получены на основе обследования  детей, проведенного в 2009—2010 гг., и могут являться ориентировочными нормативными данными.

Двигательная активность — важный показатель физической подготовленности детей.

Обследование двигательной  активности детей проводится 2 раза в год (осень, весна, ) по трем параметрам (объем, продолжительность, интенсивность) в разные режимные моменты дня (во время физкультурного занятия, на прогулке, за целый день пребывания  ребенка в дошкольном учреждении).

Комплексная оценка двигательной активности детей дается с использованием методик: шагометрии, хронометрирования, педагогических наблюдений.

Предложенные диагностические тесты для определения физической подготовленности детей помогают воспитателю выявить при­чины отставания или опережения детей в освоении программного материала, создают предпосылки для оптимизации процесса физи­ческого воспитания в дошкольном учреждении.

29 января 2014 в 21:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.